И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Фестиваль «Мы вместе!» – серия образовательных событий для школьников, это один из эффективных форматов деятельностных образовательных практик, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов обучающихся, развитие волонтерского движения среди школьников, а также на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области реализации деятельностного подхода в обучении.
В рамках проекта проведено более 45 мероприятий, в которых приняли участие школьники-волонтеры, более 2500 обучающихся и педагогов Алтайского края с включением не менее 4 регионов РФ.
В ходе Проекта апробирована методика проведения образовательных событий по функциональной грамотности с привлечением школьников-волонтеров, проведены вебинары, семинары для педагогов, разработан цифровой пакет материалов и учебное издание с рекомендациями для педагогов по проведению образовательных событий с привлечением школьников-волонтеров.
В результате реализации Проекта обобщен опыт Алтайского края по проведению образовательных событий по функциональной грамотности, все информационные и методические материалы размещенына странице Проекта в открытом доступе. Материалы доступны для использования образовательными организациями, педагогами, волонтерами и всеми, кто заинтересован в формировании функциональной грамотности и воспитании обучающихся.
https://vk.com/event215410087
—— Все 30 детей-участников по максимуму выложились при выполнении заданий, никто не спасовал. Шесть команд (школа № 12 г. Новоалтайска, школа № 3 г. Бийска, Калманская школа имени Г.А. Ударцева, гимназия № 45 г. Барнаула, гимназия № 13 г. Барнаула, школа № 68 г. Барнаула) пытались «раскусить» три разноплановые задачи. И здесь пригодились не только математические знания, но также читательские умения и житейский опыт. Решение последней задачи помогло выйти в отрыв и одержать победу трем командам, — прокомментировала заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО Наталья Решетникова.
Какова же особенность этого события?
Во-первых, в нем приняли участие ребята не только из Алтайского края, но и из других регионов: наши соседи из Республики Алтай и из дальнего Ханты-Мансийского автономного округа.
Во-вторых, в образовательном событии принимали участие школьники-волонтёры, неоднократные участники, победители и призеры предыдущих образовательных событий.
В-третьих, следует отметить слаженную работу постоянной команды учителей наблюдателей, экспертов.
Международный День числа Пи 14 марта 2023 г. не прошел для учащихся Калманской школы им. Г.А. Ударцева незамеченным. В этот день 13 команд из 5-8 классов приняли участие в региональном Фестивале образовательных событий по функциональной грамотности «Мы вместе!».
Команды работали под наблюдением педагогов и волонтеров-девятиклассников, которые были с командами на протяжении всей игры. Волонтёры были связующим звеном между участниками-школьниками и экспертами-педагогами. Эксперты и наблюдатели отметили, что ребята искренне переживали и радовались за свои команды. Неравнодушие, ответственное отношение к порученному делу проявили Нерсисян А., Переверзева И., Аншиц А., Глебов М., Прокудин Р., Калашников Д.
17 марта 2023 г. в рамках регионального фестиваля образовательных событий по функциональной грамотности «Мы вместе!» для учащихся 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска в очном формате прошло образовательное событие «Высшая проба». Пять команд (25 человек) решали практические задания, проявляли свою креативность, читательскую и математическую грамотность.
Ребята отметили, что им было интересен как формат мероприятия, так и задачи. Разбор заданий позволил понять, где возникли затруднения и как их преодолеть.
18 марта 2023 г. прошло третье дистанционное Образовательное событие с названием «Давайте порешаем». В нем приняли участие 5 команд: 3 команды Алтайского края (МАОУ «СОШ №132», МБОУ «СОШ № 118» г. Барнаула, МБОУ «Прутская СОШ» Павловского района) и 2 команды гостей из г. Кемерово и г. Нижневаторска, которые с удовольствием уже не первый раз включаются в наши региональные события.
Впервые в роли участников были шестиклассники. Но, несмотря на свой малый возраст, они без особых затруднений смогли с первых минут погрузиться в работу, не растерялись во время разминки, дружно отвечали на вопросы, аргументируя свое мнение и подтверждая его математическими расчетами. Затем ребята каждой команды перешли в виртуальные комнаты для выполнения задач и сразу приступили к решению, быстро сориентировавшись в обращении с Гугл-презентациями.
8 апреля состоялось дистанционное образовательное событие «Я и математика». 6 команд из разных уголков нашего региона состязались в умении решать практико-ориентированные задачи: МБОУ “Смоленская СОШ №2”, две команды из МБОУ “СОШ №114” г. Барнаула, МБОУ “СОШ №117” г. Барнаула, МБОУ “Белокурихинская СОШ №2”, МБОУ "Сорочелоговская СОШ” Первомайского района.
Почти для всех ребят дистанционный формат игры был непривычен, но они быстро освоились и с первых минут смогли проявить свои знания. Три задания разминки не вызвали больших затруднений, ребята, в основном, верно отвечали на вопросы ведущего.
Затем команды перешли в виртуальные комнаты, где им нужно было выполнить три задания в Googl-презентации. Каждое задание содержало подзадачи, разные по степени трудности. 45 минут, отведенные для выполнения заданий, пролетели быстро и не всем удалось поработать в программе Jamboard.
а «Я — креативный», потому что нужно было найти слово, объединяющую пару слов «дом и светофор».
Для проведения образовательных событий по функциональной грамотности разработан комплект материалов, которые учитель может бесплатно скачать с нашего сайта.
Мы искренне надеемся, что методические материалы для проведения образовательных событий, разработанные нашей командой в партнерстве с учителями-практиками, будут Вам полезны и позволят организовать работу с открытым банком заданий по функциональной грамотности в интересной и интерактивной форме!
Мы будем благодарны, если Вы оставите отзыв об использовании комплекта методических материалов, расскажите о том, как прошли мероприятия по функциональной грамотности в Вашей школе, поделитесь с нами интересными фотографиями и впечатлениями!
Мы обязательно разместим Ваши отзывы на нашем сайте и в официальной группе в социальной сети ВКонтакте.
Именно на данном сайте появился один из первых банков открытых заданий по тем видам функциональной грамотности, которые максимально приближены к заданиям международного исследования PISA
по шести направлениям функциональной грамотности: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Задания приближены к международным исследованиям, представлены в формате pdf для распечатки, нет возможности компьютерной обработки.
создан для проведения мероприятий, нацеленных на подготовку обучающихся к тестированию, для выявления уровня их функциональной грамотности, то есть способности применять полученные знания и умения для решения различных проблем.
Возможности ресурса включают в себя ознакомление с электронным банком тренировочных заданий, прохождение тестирования обучающимися в режиме реального времени, проверку развернутых ответов.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 — 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
200 заданий для обучающихся 7 классов;
200 заданий для обучающихся 8 классов;
300 заданий для обучающихся 9 классов.
Банк разработан на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественнонаучного цикла (биология, химия и физика) и содержит 900 заданий. Совокупность заданий банка направлена на оценку трёх читательских компетентностей: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста в практической задаче. Для каждой компетенции имеется перечень читательских умений, которые в совокупности характеризуют данную компетенцию. В материалах представлен кодификатор, который использовался при формировании банка заданий для оценки читательской грамотности.
Татьяна Николаевна Райских, заместитель директора по научной и инновационной работе КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова", канд.пед.наук, доцент, директор АНО ЦРИПИФГ, обеспечивает организационное и информационное сопровождение проекта, работу в соцсетях, администрирование сайта, автор методических материалов
Маргарита Алексевна Гончарова,
заведующий кафедрой математики, информатики и ИКТ КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова", канд. пед.наук, доцент, эксперт АНО ЦРИПИФГ, в проекте выступает в роли автора и разработчика методических материалов, организатор и консультант проведения мероприятий проекта
Наталья Валерьевна Решетникова,
заведующий лабораторией сопровождения деятельностных практик КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова", эксперт АНО ЦРИПИФГ, в проекте выступает в роли автора и разработчика методических материалов, выполняет функции аналитика, эксперта и и методиста проекта