И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Проект направлен на формирование функциональной грамотности и личностных компетенций обучающихся, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе, понимания ответственности за настоящее и будущее нашей страны! Проект предполагает проведение кейс-чемпионата по функциональной грамотности для школьников Алтайского края и направлен на развитие различных компонентов функциональной грамотности: креативного мышления, читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальных компетенций школьников.
Кейс-чемпионат Алтайского края "Мы - будущее России!" организуется как образовательное просветительское событие для школьников с привлечением педагогического сообщества и родительской общественности. Программа кейс-чемпионата включает различные интерактивные этапы, творческие испытания, организацию работы по решению кейс-ситуаций. В рамках апробации технологии проведения кейс-чемпионата по функциональной грамотности для школьников приняли участие 53 педагога и 330 обучающихся из 13 школ региона.
В результате реализации Проекта обобщен опыт Алтайского края по проведению кейс-чемпионата, все информационные и методические материалы размещенына странице Проекта в открытом доступе. Материалы доступны для использования образовательными организациями, педагогами, волонтерами и всеми, кто заинтересован в формировании функциональной грамотности и воспитании обучающихся.
— Наша задача была — спроектировать технологию проведения кейс-чемпионата, — рассказала Татьяна Райских, руководитель проекта. — Мы с педагогами продумывали этапы и логику его проведения, как сделать так, чтобы организовать внеурочную деятельность с использованием кейсов по функциональной грамотности. В настоящее время создано достаточно ресурсов, на которых размещены задания для формирования функциональной грамотности школьников. Вместе с тем, существует серьезная задача по включению кейсов в урочные и внеурочные занятия в интересной для школьников форме.
Луиза Яфарова, заместитель директора, учитель истории бийской школы №3:
— В нашей школе функциональная грамотность реализуется во всех классах. Для меня мероприятие было интересным. Я узнала каким образом мобильно выполнить большой объем работы, результативно реализовать кейс.
Лилия Булатова, лицей №6 г. Рубцовска:
— Наша школа занимается подготовкой методического материала для работы по развитию функциональной грамотности. Уверена, если педагог будет заинтересован в развитии функциональной грамотности, значит заинтересуются и его ученики.
— В своем выступлении я сделала акцент на результатах апробации кейс-чемпионата по функциональной грамотности для школьников с использованием банка открытых заданий по функциональной грамотности, в том числе размещенных на портале «Российская электронная школа». Практика показывает, что учителя испытывают потребность в разработке интересных форм организации учебного процесса с применением банка открытых заданий по функциональной грамотности. На конференции был презентован опыт использования этих ресурсов в интерактивной форме как на уроках, так и на внеурочных занятиях, – отметила Татьяна Райских.
Ирина Задорожняя, учитель физики барнаульской школы № 6:
— В ходе апробации кейс-чемпионата по функциональной грамотности в нашей школе соревнования прошли между учащимися 10-х классов. Ребята заранее придумали названия и представление команд, выполнили практико-ориентированные задания и подготовили их презентацию. Мы использовали кейсы, опубликованные в пособиях Академии Минпросвещения России по функциональной грамотности. В частности, во время прохождения тура «Биатлон» обучающиеся подготовили по три вопроса соперникам на основе кейса «Сетевой этикет», а затем задавали их друг другу и проверяли умения быстро находить и формулировать ответы. Отмечу, что ребятам в командах пришлось распределять роли, работать быстро и слаженно. Свои практические математические умения и артистические способности они проявили во время защиты решения задачи в туре «Черная метка». У ребят все получилось. Мероприятие прошло интересно и результативно. Кейс-чемпионат «Мы – будущее России!» стал ярким образовательным событием.
Василиса, ученица 7 класса:
— Кейс-чемпионат был очень интересным. В нашем лицее мероприятие подобного формата прошло впервые, я рада, что именно нашему классу выпала такая честь. Особенно мне понравилось первое задание, на котором нужно было представить визитку. Запомнился процесс подготовки, во время которого мы в лицее снимали видео.
Артур, ученик 7 класса:
— Сегодняшний чемпионат был очень классный, я обязательно еще раз поучаствую. Хоть наша команда и проиграла, но мы получили положительные эмоции и призы. Мне понравилось быть капитаном, это ответственно самому решать в каком направлении двигается команда. Вызвало затруднение задание, где нужно было выбрать варианты ответов, а самым интересным, считаю, последнее задание на креативность.
Роман, ученик 8 класса барнаульского лицея № 122:
— Сегодняшний кейс-чемпионат мне понравился, потому что для нашего лицея это был новый формат. Самым интересным заданием нам показалось «Черная метка», а самым сложным — задание второго тура, где нужно было составить вопросы и ответить на них.
Кирилл, ученик 7 класса барнаульского лицея № 122:
— Кейс-чемпионат мне запомнился тем, что нам удалось проявить себя, поучаствовать в чем-то новом и необычном. Для нас всех это был очень интересный формат и мы хотели бы, чтобы мероприятие повторилось. Думаю, мы соберемся похожей командой и сможем победить в следующий раз в феврале или марте. Наиболее интересным, а также сложным нам показалось задание последнего тура «Я — креативный», потому что нужно было найти слово, объединяющую пару слов «дом и светофор».
Для проведения кейс-чемпионата по функциональной грамотности разработан комплект материалов, которые учитель может бесплатно скачать с нашего сайта. Мы специально разместили материалы в редактируемом формате, чтобы предоставить возможность учителю вносить необходимые корректировки и дополнения в сценарий проведения, бланки для жюри, турнирную таблицу и другие материалы исходя из условий организации учебного процесса и содержания заданий, подобранных для проведения кейс-чемпионата по функциональной грамотности.
Мы искренне надеемся, что методические материалы для проведения кейс-чемпионата, разработанные нашей командой в партнерстве с учителями-практиками, будут Вам полезны и позволят организовать работу с открытым банком заданий по функциональной грамотности в интересной и интерактивной форме!
Мы будем благодарны, если Вы оставите отзыв об использовании комплекта методических материалов, расскажите о том, как прошел кейс-чемпионат по функциональной грамотности в Вашей школе, поделитесь с нами интересными фотографиями и впечатлениями!
Мы обязательно разместим Ваши отзывы на нашем сайте и в официальной группе кейс-чемпионата в социальной сети ВКонтакте.
Именно на данном сайте появился один из первых банков открытых заданий по тем видам функциональной грамотности, которые максимально приближены к заданиям международного исследования PISA
по шести направлениям функциональной грамотности: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Задания приближены к международным исследованиям, представлены в формате pdf для распечатки, нет возможности компьютерной обработки.
создан для проведения мероприятий, нацеленных на подготовку обучающихся к тестированию, для выявления уровня их функциональной грамотности, то есть способности применять полученные знания и умения для решения различных проблем.
Возможности ресурса включают в себя ознакомление с электронным банком тренировочных заданий, прохождение тестирования обучающимися в режиме реального времени, проверку развернутых ответов.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 — 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
200 заданий для обучающихся 7 классов;
200 заданий для обучающихся 8 классов;
300 заданий для обучающихся 9 классов.
Банк разработан на базе текстов по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык, история, обществознание и география) и естественнонаучного цикла (биология, химия и физика) и содержит 900 заданий. Совокупность заданий банка направлена на оценку трёх читательских компетентностей: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста в практической задаче. Для каждой компетенции имеется перечень читательских умений, которые в совокупности характеризуют данную компетенцию. В материалах представлен кодификатор, который использовался при формировании банка заданий для оценки читательской грамотности.